Автор «Второй Ветки» — модница с Уралмаша запаслась несколькими сотнями рублей и совершила трип по екатеринбургским секонд-хендам. Там она выяснила, почему вещи «второй руки» привлекают молодежь, познакомившись с постояльцами подобных магазинов.

История секонд–хенда началась в давние времена в Англии, когда короли дарили одежду и обувь подданным за преданную службу. Владельца вещи с королевского плеча называли «second hand», то есть вторая рука короля.

Современный секон-хенд появился в двадцатом веке. Изначально избалованные европейцы отдавали ненужную одежду в качестве гуманитарной помощи бедным.

Тут же нашелся делец, который начал не раздавать, а продавать одежду «второй руки»

В магазины вещи попадают несколькими способами. Жители Европы и Америки оставляют ненужную одежду в контейнерах, специально для этого предназначенных, либо собирают вещи в пакет и оставляют у дверей своего дома, которые собираются в определенный день и отправляются на специальную обработку, а после в секонд-хенды.

Излишки фабричного производства, которые не поступили в фирменные магазины и товары, оставшиеся после распродаж коллекций одежды, также попадают в секонд. Именно поэтому в магазинах секонд-хенда встречается новая одежда с фабричными бирками — Сток (от англ. Stock — запас, храниться).

В девяностые годы двадцатого века в России с количеством появившихся пивных ларьков могли соревноваться только секонд-хенды.

Россияне обрели с одной стороны, свободу самовыражения, о которой мечтали, с другой, их самовыражению явно мешало отсутствие денег и пустые прилавки магазинов. Тогда и появились магазины «второй руки». В полуподвальных помещениях люди подбирали себе гардероб в тайне от друзей и знакомых.

Сегодня культура девяностых опять в моде — рейвы, гранжевые футболки и oversize. Магазины с чужой и стоковой одеждой захлестнула вторая волна невероятной популярности. Теперь одеваться в секондах среди молодежи считается не «стрёмно», а модно.

Попытались отыскать истоки необычной моды на подержанный шмот с Соней Гунба – одной из создательниц проекта по продаже винтажной одежды «Городская сумасшедшая».

«Популярность секонд-хендов в наше время вызвано тяжелым экономическим положением и, вместе с тем, отсутствием предрассудков о качестве приобретенных в комиссионных магазинах вещей.

В такие магазины, как правило, попадают вещи недавних коллекций популярных массовых брендов. Однако можно найти вещи, не представленные в магазинах нашей страны, я, например, редко, но нахожу в них платья cos коллекций прошлых лет.

Но самое приятное в секонд-хендах – винтажные вещи. Вот за ними и охотится молодежь. Кричащие анораки, невозможной красоты мамины платья, броские бабушкины кофты из ангоры, украшенные вышивкой и бисером — за этим стоит ходить в комиссионку и секонд-хенды.

Вещь из секонд-хенда больше не является признаком недостатка, а, наоборот, считается чем-то модным и актуальным.

У сетевых секонд-хендов появились конкуренты – небольшие «авторские» магазины ретро-одежды. Обычный хенд – это винегрет из одежды различного качества и стилей. В авторском магазине нет случайной одежды, она тщательно подобрана хозяином и отвечает его вкусам и предпочтениям. Зачастую в авторском хенде уже составлены модные луки и рыться в поисках заветной вещицы не приходиться, однако, цены на товар здесь выше (примерно от 1000 рублей каждая вещь).

Юношеское увлечение винтажными вещицами Сони Гунба и ее подруги Вероники Накрохиной переросло в проект «Городская сумасшедшая». Так родился авторский магазин винтажной одежды.

Мы любили винтаж и вечно выискивали что-нибудь на барахолках, у подруг, носили вещи своих бабушек. В какой-то момент стало ясно, что вещей слишком много и пора их отдавать. Так появилась идея проекта. Наши мамы называли нас городскими сумасшедшими — когда мы одевались как героиня «Клуба «Завтрак». Сначала называли так проект в шутку, но потом название осталось.

«Городская сумасшедшая» – это проект о реальном человеке. Городская сумасшедшая любит вещи и вино; ищет вещи на барахолках, на антресолях у бабушки, в старых чемоданах, спрятанных в саду, и не стесняется открыто говорить об этом»

Кто они – завсегдатаи таких магазинов? Слово молодым и необузданным, которые снялись для «Ветки» в своих любимых вещах из секонда.

Алина Мелехина, 19 лет

Для меня секонд-хенд — это экономия ресурсов. Я — нищий студент, желающий хорошо одеваться, вот и все. Правда, еще это некое соревнование. Мне нравится купить что-то крутое и потом ходить хвастаться, что это стоит, например, 90 рублей.

Впервые в секонд меня завела подруга. Я была в шоке: джинсы за 200 рублей? После цен секондов сложно воспринимать нормальные магазины. Набрала тогда всякой ерунды.

Без подготовки в секонде что-то нормальное сложно найти, кого не приведешь в секонд — всегда в первый раз набирают ерунду.

Любимая хендовская вещь — огромнейшая белая рубашка в клетку. Она смотрелась очень странно, и взяла я ее только потому что она стоила 90 рублей, чего уж там. В итоге она сочетается с любыми вещами и смотрится достаточно необычно.

Обожаю ее!

Аня Устякина, 21 год

В английском есть такое слово классное – Affluenza, переводится примерно, как «потреблядство». Дело в том, что мы все покупаем слишком много, гораздо больше, чем нам необходимо. А это поддерживает рост производства вещей — такой вот порочный круг, из которого выхода не будет ровно до того момента, каждый человек не осознает положение дел и не изменит свое потребительское поведение на более разумное. Покупая в секондах, на барахолках, на блошиных рынках, мы как бы выходим из этой кали-югипотреблядства, да еще и можем использовать это как способ самовыражения. Поиска своего визуального языка для разговора с окружающими – через непривычную одежду.

Дело всего лишь в моде на старье, корни которой, в свою очередь, идут от моды на девяностые… Шестидесятые…

Короче, на любые эпохи прошлого столетия, в которых нам жить не довелось, но теперь кажется, что там-то было круче. Просто в мире такой хаос, и в головах тоже. Вот мы и ищем (пусть часто неосознанно) опору в прошлом, идеализированном и эстетизированном прошлом.

Помню, что впервые пришла именно в тот день, когда скидка была максимальной. Хотела странного наряда для какой-то тусовки. Теперь хожу за повседневным – чтобы носить без страха испачкать/порвать/сесть на грязное.

Люблю бархатное синее платье с открытой спиной. Только я его не купила, а сперла.

Не знаю, что на меня тогда нашло, я вообще-то не такая, и деньги у меня были, и не жалко было на него. Это было в Брюгге, в Бельгии. Нашла там по карте vintage second-hand, и пошла с подругой смотреть, как в музей. Цены оказались приемлемые для таких классных вещей, ну, я и навыбирала себе всякого. А это платье, почему-то, запихнула на дно рюкзака прежде чем идти расплачиваться. Так и ушла. Не знаю, что это было, может, мне хотелось, чтобы у него появилась своя история.

Егор Медведев, 22 года

Одеваюсь в секондах, так как походы в магазины такого плана гораздо приятнее, чем посещение массмаркета или претенциозных шоурумов. Это и короткий цикл обновления товаров, который как подогревает интерес, так и вселяет надежду на «следующий раз». Кроме того, формат большинства секонд-хендов располагает к ситуативным покупкам, что ощущается гораздо приятнее чем целенаправленный шоппинг. Можно одеться в одном стиле, собрать свою «солянку» или быть в «российском тренде», слегка отстающем от западных.

Я использую одежду из секондов для самореализации, они наполнены множеством символов и отсылок к различным культурным событиям.

Первый раз пришел в секонд-хенд лет в 14, запах был тот еще, и мне не понравилось — застремался, что в школе загнобят. Вернулся, когда стал учиться в вузе, мне понравилось.

На данный момент моя самая любимая вещь — это фестивальная футболка пинкпоп 1997 года, она выглядит приятно, и сама по себе является своего рода текстом.

Юля Брезгина, 21 год

Одеваться в секондах для меня это не какая-то необходимая мера. Мне нравится атмосфера: иногда заходишь и пускаешься в «поиск». Другие магазины на меня давят, я чувствую, как они что-то от меня хотят. Здесь же чувствуешь себя свободнее. Мне часто приходят какие-то идеи, да и вдохновение в целом.

Мне интересно смотреть на одежду из других стран, разглядывать этикетки.

Иногда я вижу какую-то вещь и понимаю, что ну вот никогда бы она не подошла к моему сложившемуся стилю и думаю, а почему бы не попробовать? В секонде проще экспериментировать.К тому же проще относишься к вещам. Можно их резать, переделывать как тебе хочется. Ну и последнее конечно же цена, на самом деле для меня это важно, без этого исчезает то, что я перечислила выше, как мне кажется.

Первый осознанный поход в секонд-хенд случился в 15 лет. Около моего дома был магазин, на котором я заметила надпись: «Все вещи по 10 рублей», я всегда проходила мимо, мне казалось это «заманухой». Но как-то раз я решилась. И вышла со своей первой покупкой за 10 рублей, это была кофта TommyHilfiger, я тогда не думала ни о брендах, ни о чем- то подобном. Просто понравилась кофта и все. Я помню, что моя одноклассница спросила: «Ты что реально купила это за 10 тысяч?». Ясказала, что это рубли, но она не поверила.

Недавно я купила рубашку с каким-то странным цветочным рисунком, было удивительно прочитать что она сделана в Корее.

Мой трип также оказался удачным. Под добрые шутки владельца магазина я покидала очередной секонд-хенд (какой по счету?) с чудесным сарафаном Made in India.