Продолжаем рубрику «Галерея дня» подборкой кадров Андрея Сытова — фотографа, который любит спальные районы. Специально для «Второй Ветки» Андрей рассказал о своих кумирах и взглядах на съемку.

«Не стойте у края платформы» — проект о повседневности

андрей сытов

фотограф

«Не стойте у края платформы» — проект, которым я занимаюсь уже третий год. Отражение повседневной жизни, которая окружала с рождения, стало главным направлением моих снимков. Я фокусируюсь на том, что ускользает от взгляда в будничном течении времени; я ищу истории в вещах, ставших настолько привычными, что мы перестали их замечать.

Из тех, кто на меня повлиял, могу выделить трёх фотографов, чей уровень меня вдохновляет до сих пор: это Александр Гронский, его чувство выдержанности и умения видеть кадр со стороны является для меня эталоном; Сергей Максимишин с его настырностью схватывать самую суть того, что он видит; и, конечно, это Жан Поль Гийото, чья Норильская серия начала 90-х стала отправной точкой в моих осознанных творческих поисках. Помню, как впервые увидел его снимок, где на остановке среди беспросветной серости женщина в светлом пальто стоит около автобуса ЛиАЗ-677, и этот кадр меня потряс, я буквально минут пять не мог оторвать от него глаз. Ни до, ни после ни одна из фотографий не оказывала на меня такого сильного впечатления, это была вспышка детских воспоминаний, меня будто толкнули в истории, которые я переживал ребёнком.

«Не стойте у края платформы» — проект о повседневности

Фотография интересна, если она рассказывает какую-то историю, заставляя зрителя заглянуть за рамки кадра. Если из повседневных будничных сцен взять, к примеру, проезжающую мимо электричку, то моей целью будет снять это максимально кинематографично и к тому же так, чтобы человек увидел что-то вне снимка: ассоциативный ряд и воспоминания покажут ему проходящих мимо уставших людей, лай собак вдалеке, дым труб на окраине, силуэты хрущёвок. Всего этого не будет в кадре, но достаточно всего одной сцены или детали, чтобы погрузить зрителя в эту среду. Любовь к балансу и геометрии, приправленная репортажной фотографией, стремящейся к кинематографичной насыщенности — эти компоненты и есть фундамент моего стиля.

Жизнь в крупных городах несётся в бешеном темпе, но вот день заканчивается и лирический герой моих снимков, которого вы не увидите в кадре, возвращается на городские окраины. И это парадокс: при постоянной трансформации окружающей нас среды именно меж юдоли серости спальных районов можно найти что-то вечное и постоянное; найти то, что стало генетическим кодом поколения, чьи глаза изо дня в день видят выученные наизусть гаражи, панельные дома, тротуары. Со временем каждый из нас перестаёт замечать этот визуальный «белый шум», но именно в нём я и ищу новое и интересное, стараясь достать из наших слепых зон рутинную красоту. Фотографии выпала роль стать одним из тех языков, с помощью которых я могу выразить эти ощущения.

Красной нитью всех снимков проходит не столько эстетика и романтизация серых окраин, в которых многие из нас выросли, сколько гнетущее чувство одиночества человека в городе. Большое видится на расстоянии, и однажды я понял, что почти на всех моих снимках нет людей: это происходило неосознанно даже при условиях съёмок, когда люди сновали мимо меня и бежали по своим делам.

Даже редкие фигуры в кадре не в силах оказать влияния на это ощущение безлюдности и пустоты, но именно все эти одинаковые дворы, дома и ларьки дают тебе понять, что в своём одиночестве ты не одинок.